понедельник, 13 октября 2008
Вернулась сегодня из Питера. Мыслей и впечатлений, как всегда, куча, поэтому буду выкладывать по порядку. для начала
о прекрасном
Приехав в субботу утром, я решила устроить себе маленький праздник и прогуляться по городу в одиночестве. Как обычно, куда глаза глядят, а глядели они в этот раз в сторону Русского музея.
В который раз открыла для себя творчество Васнецова. Его картины и скульптуры Антокольского были откровением этого дня. Живущие в разных углах одного корпуса Богоматерь и Отечествие Васнецова и Мефистофель Антокольского - самый яркий контраст музея, остальное находится между ними.
Богоматерь
Отечествие
Перед картинами Васнецова я стояла минут 10, широко открыв глаза. Фотографии плохо передают ту атмосферу искренности и доброты, которой наполнен зал музея. Это заметно даже по глазам смотрительницы - ее взгляд светится спокойной мудростью. Святые с картин смотрят на человека без осуждения, без гнева, без страха, и чувствуется ненавязчивая, но очень теплая поддержка. Мы в тебя верим, мы тебя любим. Пожалуйста, поверь в себя и ты!
Мефистофель
В письме к Е.Г. Мамонтовой (Париж, 1883) Антокольский образно и ярко раскрыл свое отношение к нему: “Мефистофель есть продукт всех времен, и нашего в особенности. (...) Мой “Мефистофель” есть загадочность, чума, гниль, которая носится в воздухе; она заражает и убивает людей. “Мефистофель” - это неутолимая злоба, злоба без дна, беспощадная, отвратительная, способная гнездиться в больном теле с разлагающейся душой; он болеет, страдает от того, что все, все пережил, разрушился и не может больше жить, наслаждаться жизнью, как другие около него; он бессилен духом; ничего не может создать, но сильна его зависть, самолюбие, сознание своего бессилия. Теплые весенние лучи жгут его, раздражают и ослепляют его взоры; всякая радость, всякая радость смех, юный поцелуй - раздражают его; он хочет, чтобы все кругом него всегда было мрачно, мертво, пусто и безжизненно, как он сам; идти среди мрака, рыться в земле под ногами, как крот, разрушать, создавать несчастных, видеть кровь, слезы - все это успокаивает, удовлетворяет его, но все-таки он не наслаждается, потому что жажда его ненасытна. Вот каковым я представляю себе “Мефистофеля”. Можно сказать, что я такого придумал, что это только моя фантазия, можно спросить, где же я такого видел? Да, такого мы никто не видим, но чувствуем его дыхание, чувствуем его чудовищную лапу, нажимающую нашу грудь, чувствуем свое бессилие кричать, одним словом - чувствуем кошмар”.
Образ Мефистофеля всегда был для меня любопытным. Если все люди добрые, как же выглядит зло? И что это вообще тогда такое? А злой человек - это тот, кто не верит в добро и не видит его в мире. Разум - не зло сам по себе, как иногда говорят. Зло - это когда разум есть, а любви нет.
Мне слишком знакомо это состояние, когда вокруг жизнь идет своим чередом, не хорошая и не плохая, а я загоняю себя в темный угол и начинаю специально растравливать все незажившие раны, мечтая о том, чтобы меня пожалели, и в то же время гордо отвергая любое проявление сочувствия. Получается замкнутый круг: мне больно, но я усиливаю боль и не хочу, чтобы меня из нее вытаскивали. А где-то в глубине этого омута сижу я и смотрю на все грустно-растерянными глазами: что творится? В такие моменты я очень похожа на каменного Мефистофеля. Он даже съежился, будто боясь, что его поймут и поддержат, потому что ему мучительно постыдно любое проявление слабости, которую он так презирает в других.
Вся поездка в целом учила смирению и великодушию, и из музея я вышла уже немного другим человеком. И теперь, когда начинаю завираться, сразу вспоминаю Мефистофеля.
А мы в субботу в Третьяковке были, тоже много хорошего.
ЗлОбНаЯ ЖуКаБрА зайди в следующий раз, он стоит того)
штраффбат да) еще я люблю Питер за то, что он быстро и точно ставит все по местам) сразу понимаешь, что ты делаешь не так и почему)
А вот на счет второго автора ничего сказать не могу - просто не интересовалась его творчеством.. Но обязательно посмотрю при следуещем посещении музея))